Первая группа факторов (внешних) включает параметры развития социально-экономической среды, находящиеся вне сферы непосредственного влияния предприятия сферы услуг.Вторая группа (внутренних) состоит из факторов конкурентного преимущества предприятия, куда включены различные аспекты рыночной деятельности, а также параметры, отражающие степень использования обстоятельств предоставления услуг. Среди внутренних факторов конкурентоспособности важная роль принадлежит ресурсному и технологическому потенциалу, который включает в себя технический уровень предоставляемых услуг и собственно технологию их оказания. Согласно исследованиям З.Г. Зайнашевой [4], важнейшими факторами конкурентоспособности предприятий сферы услуг являются:- рациональная рыночная организационная структура; - способность постоянного совершенствования процесса оказания услуг; - освоение и внедрение пользующихся спросом новых видов услуг; - использование передовых технологий; - повышение качества услуг; - управление стоимостной цепью; - совершенствование и развитие кадрового потенциала; - постоянное совершенствование уровня управления бизнесом, активами, знаниями, интелл
Рис. 1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность услуг
Усложнение конкурентной борьбы приводит к тому, что каждое предприятие, осуществляющее свою деятельность в сфере услуг, сталкивается с проблемой поиска таких методов формирования конкурентных преимуществ по сравнению с другими организациями, которые бы многократно усилили ее собственные позиции в конкурентной борьбе за потребителей. Носителями конкурентных преимуществ в сфере услуг являются субъекты конкурентоспособности: различные виды услуг, предприятия и организации, образующие отраслевые объединения и ассоциации.Важным вопросом при рассмотрении рынка сферы услуг, как и рынка вообще возникает вопрос конкурентной среды. Для того, чтобы систематически привлекать определённый сегмент потребителей, необходимо выявить, найти или изобрести нечто, что вызывало бы довольно постоянный интерес у широкого круга людей с достаточным уровнем дохода или у узкого круга, но с высоким уровнем дохода [1]. Российская сфера услуг в настоящее время вступила в пору своей зрелости и уже не располагает возможностями вовлечения большого числа новых потребителей. К тому же растет конкуренция, и цена привлечения новых клиентов повышается (стоимость привлечения новых клиентов в 5 раз выше, чем удовлетворение уже имеющихся). Наступательный характер рыночной стратегии требует от организаций сферы услуг значительно больших усилий и затрат, нежели оборонительный маркетинг. Для того чтобы увести потребителя у конкурента, надо удовлетворить его лучше, чем это делает конкурент [2]. Высокая конкуренция в сфере услуг заставила фирмы уйти с пути повышения цен и сосредоточиться на мобилизации своих внутренних ресурсов. Таких, как [3]:- лучший подбор и обучение персонала;- сокращение накладных расходов;- более эффективное вложение средств в рекламу, поиск и заключение более выгодных контрактов с партнерами;- отладку отношений с транспортными компаниями.Между фирмами сферы услуг появились отношения партнерства и кооперации, основанные на их дифференциации услуг и по преимущественным направлениям работы [6]. Говоря о конкуренции фирм сферы услуг Российской Федерации, не следует забывать, что недавно конкурирующие фирмы могут стать партнерами, либо вообще объединиться в собственных интересах, ведь объединив усилия можно достигнуть более значительных результатов.Что касается цен, устанавливаемых на услуги, то партнеры стараются цены приблизить к общему знаменателю для обеих фирм, конкуренты же, соответственно, стараются цену понизить в сравнении друг с другом. Только немногие предприятия сферы услуг «накручивают» на стоимость оказываемых услуг дополнительные суммы. Усложнение конкурентной борьбы приводит к тому, что каждое предприятие, осуществляющее свою деятельность в сфере услуг, сталкивается с проблемой поиска таких методов формирования конкурентных преимуществ по сравнению с другими организациями, которые бы многократно усилили ее собственные позиции в конкурентной борьбе за потребителей услуг. Носителями конкурентных преимуществ в сфере услуг являются субъекты конкурентоспособности: различные виды услуг, предприятия и организации, образующие отраслевые объединения и ассоциации.Основные внешние и внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность услуг можно представить в виде схемы (рис. 1).
Носителями конкурентных преимуществ в сфере услуг являются субъекты конкурентоспособности:различные виды услуг, предприятия и организации, образующие отраслевые объединения и ассоциации.Важным вопросом при рассмотрении рынка сферы услуг, как и рынка вообще, возникает вопрос конкурентной среды.Увеличивается потребность населения в качественных услугах. Сказываются высокий темп современной урбанизированной жизни, напряженность трудовых условий, неблагоприятная экологическая обстановка, ухудшение социальных и возрастание стрессогенных факторов. Все это обуславливает рост валеологических аспектов в реализации эффективной политики государственного регулирования и модернизации как российской экономики в целом, так и ее ключевых отраслей, в частности. Создание конкурентных преимуществ в настоящее время является одной из главной задач организаций сферы услуг в Ростовской области. Ключевые слова: сфера услуг, конкурентная среда, факторы конкурентоспособности, конкурентное преимущество.
Теоретические аспекты формирования конкурентной среды в сфере услуг
Справочная информация:
Услуги типографии:
Рекомендуем установить один из следующих браузеров:
Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.
Инженерный вестник Дона | Теоретические аспекты формирования конкурентной среды в сфере услуг
Комментариев нет:
Отправить комментарий